Что такое куча. Основные принципы программирования: стек и куча. Никто не видит, как я подглядываю

Рандомизированная куча (randomized heap) — это куча, которая за счёт применения генератора случайных чисел позволяет выполнять все необходимые операции за логарифмическое ожидаемое время.

Кучей называется бинарное дерево, для любой вершины которого справедливо, что значение в этой вершине меньше либо равно значений во всех её потомках (это куча для минимума; разумеется, симметрично можно определить кучу для максимума). Таким образом, в корне кучи всегда находится минимум.

Стандартный набор операций, определяемый для куч, следующий:

  • Добавление элемента
  • Нахождение минимума
  • Извлечение минимума (удаление его из дерева и возврат его значения)
  • Слияние двух куч (возвращается куча, содержащая элементы обеих куч; дубликаты не удаляются)
  • Удаление произвольного элемента (при известной позиции в дереве)

Рандомизированная куча позволяет выполнять все эти операции за ожидаемое время при очень простой реализации.

Структура данных

Сразу опишем структуру данных, описывающую бинарную кучу:

struct tree { T value; tree * l, * r; } ; В вершине дерева хранится значение некоторого типа , для которого определён оператор сравнения (). Кроме того, хранятся указатели на левого и правого сыновей (которые равны 0, если соответствующий сын отсутствует).

Выполнение операций

Нетрудно понять, что все операции над кучей сводятся к одной операции: слиянию двух куч в одну. Действительно, добавление элемента в кучу равносильно слиянию этой кучи с кучей, состоящей из единственного добавляемого элемента. Нахождение минимума вообще не требует никаких действий — минимумом просто является корень кучи. Извлечение минимума эквивалентно тому, что куча заменяется результатом слияния левого и правого поддерева корня. Наконец, удаление произвольного элемента аналогично удалению минимума: всё поддерево с корнем в этой вершине заменяется результатом слияния двух поддеревьев-сыновей этой вершины.

Итак, нам фактически надо реализовать только операцию слияния двух куч, все остальные операции тривиально сводятся к этой операции.

Пусть даны две кучи и , требуется вернуть их объединение. Понятно, что в корне каждой из этих куч находятся их минимумы, поэтому в корне результирующей кучи будет находиться минимум из этих двух значений. Итак, мы сравниваем, в корне какой из куч находится меньшее значение, его помещаем в корень результата, а теперь мы должны объединить сыновей выбранной вершины с оставшейся кучей. Если мы по какому-то признаку выберем одного из двух сыновей, то тогда нам надо будет просто объединить поддерево в корне с этим сыном с кучей. Таким образом, мы снова пришли к операции слияния. Рано или поздно этот процесс остановится (на это понадобится, понятно, не более чем сумма высот куч).

Таким образом, чтобы достичь логарифмической асимптотики в среднем, нам надо указать способ выбора одного из двух сыновей с тем, чтобы в среднем длина проходимого пути получалась бы порядка логарифма от количества элементов в куче. Нетрудно догадаться, что производить этот выбор мы будем случайно , таким образом, реализация операции слияния получается такой:

Tree * merge (tree * t1, tree * t2) { if (! t1 || ! t2) return t1 ? t1 : t2; if (t2- > value < t1- > value) swap (t1, t2) ; if (rand () & 1 ) swap (t1- > l, t1- > r) ; t1- > l = merge (t1- > l, t2) ; return t1; }

Здесь сначала проверяется, если хотя бы одна из куч пуста, то никаких действий по слиянию производить не надо. Иначе, мы делаем, чтобы куча была кучей с меньшим значением в корне (для чего обмениваем и , если надо). Наконец, мы считаем, что вторую кучу будем сливать с левым сыном корня кучи , поэтому мы случайным образом обмениваем левого и правого сыновей, а затем выполняем слияние левого сына и второй кучи.

Асимптотика

Введём случайную величину , обозначающую длину случайного пути от корня до листа (длина в числе рёбер). Понятно, что алгоритм выполняется за операций. Поэтому для исследования асимптотики алгоритма надо исследовать случайную величину .

Математическое ожидание

Утверждается, что математическое ожидание оценивается сверху логарифмом от числа вершин в этой куче:

Доказывается это легко по индукции. Пусть и — соответственно левое и правое поддеревья корня кучи , а и — количества вершин в них (понятно, что ).

Тогда справедливо.

Здравствуйте, Хабросообщество!

На хабре есть описание множества интересных структур данных, таких как деревья отрезков, дуча и т.п. Если Вам интересны сложные структуры данных, то добро пожаловать под кат! В своем цикле статей я рассмотрю разные виды куч и способы их применения на практике:
1) Биномиальную кучу
2) Левую кучу
3) Фибоначчиеву кучу
4) Применение этих структур данных на практике

Постановка задачи:
Построить структуру данных, в которой будет храниться множество наших объектов (разных в зависимости от задачи), у каждого объекта будет поле ключ, по которому мы быстро сможем находить минимальный элемент. Для этой структуры должны бать возможны операции:
Make – создание новой пустой кучи,
Insert – вставка нового элемента в кучу,
Minimum – минимальный ключ,
ExtractMin – извлечение минимума,
Merge – слияние 2-х куч,
Decrease – уменьшение ключа,
Delete – удаление объекта.

Многие знакомы с простейшими способами реализации этой структуры, такими как массив:) и двоичная куча. На них я не буду подробно останавливаться ввиду их простоты и общеизвестности.

Как известно, для двоичной кучи асимптотика перечисленных выше операций такова:
Make – O(1)
Merge – O(N)
Insert – O(log N) – где N – количество элементов в куче.
Minimum – O(1)
ExtractMin – O(log N)
Decrease – O(log N)
Delete – O(log N)

Описывать алгоритм работы двоичной кучи я не буду, так как он неоднократно описывался везде, в том числе и на Хабре. Для тех, кто не знаком с двоичной кучей, я бы порекомендовал прежде, чем продолжать чтение ознакомиться с ней.

Биномиальная куча
Биномиальная куча – это множество биномиальных деревьев с некоторыми ограничениями. Мы их введем чуть позже.

Биномиальное дерево – дерево, которое задается рекуррентно:
B i – это B i – 1 , в котором левым сыном корня сделали дерево B i – 1 .
B 0 - это просто вершина.
Примеры для B 0 , B 2 , B 3:

У биномиального дерева(B k) есть ряд интересных свойств :
T.1. 2 k вершин
T.2. Высота дерева k
T.3. C i k вершин глубины i (вот почему они называются биномиальными: C i k биномиальный коэффициент).
T.4. Дети корня – это B, B k – 2 , …, B 0 – именно в этом порядке.
T.5. Максимальная высота вершины в биномиальном дереве O(log N)
Доказываются свойства по индукции. Предлагаю читателям самим провести доказательство, для лучшего понимания деревьев.

Итак, теперь вернемся к биномиальным кучам . Биномиальная куча – множество биномиальных деревьев, со следующими ограничениями:
1) В каждом из биномиальных деревьев сохраняется свойство кучи.
2) Нет двух деревьев одинакового размера
3) Деревья упорядочены по размеру.

Поговорим о том, как биномиальная куча будет храниться в программе. Мы будем использовать метод “левый сын – правый брат”. Будем хранить корневой список(root_list , его длина root_list.length), в котором будут корни биномиальных деревьев, в порядке возрастания высоты. У каждой вершины будут следующие поля:
data – данные, которые хранятся в вершине(по ним мы и находим минимум)
right – правый брат
child – левый сын
degree – степень вершины(очевидно деревья в биномиальной куче упорядоченны по этому полю)

Сразу же заметим:
Свойство H.1:
Длина root_list.length = O(log N), где N - количество элементов в куче.
Для доказательства достаточно заметить, что из-за T.1, наличие дерева B k в двоичной записи числа.

Перейдем к описанию операций, которые можно проводить с биномиальными кучами:

Make
Задача : создать пустую кучу.
Алгоритм : создаем пустой список root_list .
Сложность : очевидно, время работы O(1).

Merge
Задача : объединить 2 кучи в 1.
Алгоритм : сначала объединим корневые списки куч в 1 корневой список, поддерживая упорядоченность по degree. Алгоритм аналогичен слиянию 2-х массивов в mergeSort:
Храним по указателю на начало списков и в результирующий список записываем минимальный из них, тот откуда только что записали сдвигаем на следующий. Далее проходимся от начала до конца нового полученного корневого списка и сливаем деревья одинакового размера в 1. Могут быть случаи:
1) Только 2 дерева одинакового размера. Тогда объединяем их.
2) 3 дерева одинакового размера. Объединяем 2 последних.
При объединении двух деревьев нужно лишь посмотреть в корне какого из них меньший ключ и сделать другое дерево левым сыном корня этого дерева.

Пример, того, что получается после объединения двух куч:

Сложность : Время работы O(root_list1.length) + O(root_list2.length) = (по свойству H.1) = O(log N).
За один проход (O(log N)) мы получим объединенное биномиальное дерево. Получаем, что общая сложность O(log N).

Insert
Задача : вставить новый элемент в кучу.
Алгоритм : Создаем кучу из одного элемента и объединяем с нашей кучей.
Сложность : O(1) + O(log(N)) = O(log(N)).

Minimum
Задача : найти минимум в куче.
Алгоритм : очевидно, минимум находится в корневом списке, то есть, чтобы его найти нужно пройтись по корневому списку.
Сложность : O(root_list.length) = O(log(N)).

ExtractMin
Задача : удалить минимальный элемент.
Алгоритм : находим его при помощи Minimum . Удаляем его из корневого списка. Из перевернутого списка его детей делаем root_list для новой кучи (H 1) и объединяем исходную кучу с H 1 .
Сложность : так как каждая операция в извлечении минимума работает за O(log N): O(log N) + O(log N) + O(log N) = O(log N)

Decrease
Задача : уменьшить значение data в данной вершине.
Алгоритм : уменьшаем значение в вершине. Тогда свойство кучи будет возможно нарушено для нашей вершины и ее предка, тогда меняем их местами. Продолжаем процесс, пока наша вершина не “всплывет” на свое место. Алгоритм работает также, как аналогичный в двоичной куче.
Сложность : В худшем случае наша вершина будет всплывать до корня, то есть мы совершим O(log N) действий (вершина на каждом шаге “всплывает” на уровень выше, а высота биномиального дерева по T.5 O(log N))

Delete
Задача : удалить произвольный элемент.
Алгоритм : сначала уменьшим при помощи Decrease значение в вершине до минимально возможного. А затем удалим минимальный в куче (ExtractMin).
Сложность : O(log N) + O(log N) = O(log N)

Заключение.
Мы рассмотрели структуру данных биномиальная куча и доказали ее асимптотику.
В следующей статье на основе биномиальной кучи мы построим чуть более сложную структуру данных, а именно Фибоначчиеву кучу.

Поиграться с биномиальными кучами можно на rain.ifmo.ru/cat/view.php/vis/heaps/binomial-2001
Почитать более подробно можно в Т.Кормен «Алгоритмы: построение и анализ.».
Всем спасибо за внимание, и до новых встреч!

КУЧА

1. Большое количество чего-нибудь, наваленное в одном месте горкой. Куча песку. «Навозну кучу разрывая, петух нашел жемчужное зерно.» Крылов . «Царь однажды воинам своим велел снести земли по горсти в кучу.» Пушкин . Куча листьев.

|| Беспорядочное нагромождение, груда разных предметов. В углу была свалена в кучу всякая рухлядь. Из горевшего дома выносили пожитки и клали в одну кучу.

❖ Валить всё в одну кучу (разг.) - перен. без разбора, огульно, смешивать в одно различные явления. Куча мала! - восклицание, употр. в детской игре, когда устраивается общая свалка.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КУЧА" в других словарях:

    Жен. груда, вброх, громада, вещи горой; | толпа, сборище; * много; | новг., твер. копна сена. | моск. количество скота, выгоняемого от одного хозяина в стадо. Саженные кучи щебня. Куча людей, народа. На мне куча забот. Муравьиная куча. муравейник … Толковый словарь Даля

    Ворох, громада, груда, горка, кипа, купа, сугроб; скирд, стог, омет. Тела лежали грудами. В этом селе избы стоят гнездами. Деревья стоят купами. Стог (скирд) сена. Кладь (одонье, одонья, зарод) хлеба. Омет соломы.. Ср. . См. возвышенность, ворох … Словарь синонимов

    КУЧА, и, жен. 1. Скопление чего н. сыпучего. К. песку. Сгрести сухие листья в кучу. 2. чего. Нагромождение чего н., множество кого чего н. К. книг. К. дел. К. денег (очень много). Толпа валит кучей. Куча мала! возглас в детской игре, по к рому… … Толковый словарь Ожегова

    куча - разг. КУЧА, груда, разг. ворох, разг. гора … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    куча - куча, гора, груда, кипа, ворох Стр. 0501 Стр. 0502 Стр. 0503 Стр. 0504 Стр. 0505 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

    куча - груда штабель кипа (бумаг) пачка связка пакет — Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы грудаштабелькипа (бумаг)пачкасвязкапакет EN pile … Справочник технического переводчика

    Горелая куча. Арх., Детск. То же, что куча мала. АОС 9, 341. Куча звёзд. Сиб. Созвездие Плеяд. ФСС, 102. Куча мала! Детск. Возглас в игре, являющийся сигналом к общей свалке. Ф 1, 273; ФСРЯ, 219; БТС, 483, 517. Куча с грудой. Арх. О большом… … Большой словарь русских поговорок

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? кучи, чему? куче, (вижу) что? кучу, чем? кучей, о чём? о куче; мн. что? кучи, (нет) чего? куч, чему? кучам, (вижу) что? кучи, чем? кучами, о чём? о кучах 1. Кучей каких либо вещей, материалов и т. п … Толковый словарь Дмитриева

    Куча - Большая или Ближняя (Дор), Шер (Шöр), Малая (Уудор) Куча прав, притоки Ижмы. Дл. соответственно 31 км, 33 км, 13 км. Гидроним Куча связан с рус. круча «крутой, обрывистый берег; высокий берег в излучине реки». Один из берегов Кучи возвышен,… … Топонимический словарь Республики Коми

    У этого термина существуют и другие значения, см. Куча (значения). Изображение жителей Кучи на фреске в Кизиле. Куча (также Кучэ и Кучар) древнее буддийское государ … Википедия

Книги

  • Куча (изд. 2015 г.) , Перец Маркиш. Перец Маркиш - еврейский поэт, драматург и романист. В его поэме `Куча`, впервые изданной на идише в 1922 году, излита горечь от увиденных последствий еврейских погромов на Украине в годы…

Представляет собой полное бинарное дерево, для которого выполняется основное свойство кучи: приоритет каждой вершины больше приоритетов её потомков .

В простейшем случае приоритет каждой вершины можно считать равным её значению. В таком случае структура называется max-куча , поскольку корень поддерева является максимумом из значений элементов поддерева.

В качестве альтернативы, если сравнение перевернуть, то наименьший элемент будет всегда корневым узлом, такие кучи называют min-кучами .

Двоичную кучу удобно хранить в виде одномерного массива, причем

  • левый потомок вершины с индексом i имеет индекс 2*i+1,
  • правый потомок вершины с индексом i имеет индекс 2*i+2.

Корень дерева (кучи) – элемент с индексом 0.

Высота двоичной кучи равна высоте дерева, то есть

log 2 (N+1) ,

где N – количество элементов массива, – округление в большую сторону до ближайшего целого.

Для представленной кучи

log 2 (10+1) = 3,46 = 4

Способ построить кучу из неупорядоченного массива – это по очереди добавить все его элементы. Временная оценка такого алгоритма оценивается как

N·log 2 N .

Можно построить кучу за N шагов. Для этого сначала следует построить дерево из всех элементов массива, не заботясь о соблюдении основного свойства кучи, а потом вызвать метод упорядочения для всех вершин, у которых есть хотя бы один потомок (так как поддеревья, состоящие из одной вершины без потомков, уже упорядочены).

Потомки гарантированно есть у первых heapSize/2 вершин, где heapSize – размер кучи.

Реализация класса кучи

class Heap {

Static const int SIZE = 100; // максимальный размер кучи

Int *h; // указатель на массив кучи

Int HeapSize; // размер кучи
public :

Heap(); // конструктор кучи

Void addelem(int ); // добавление элемента кучи

Void outHeap(); // вывод элементов кучи в форме кучи

Void out(); // вывод элементов кучи в форме массива

Int getmax(); // удаление вершины (максимального элемента)

Void heapify(int ); // упорядочение кучи
};

Конструктор кучи

h = new int ;

HeapSize = 0;
}

Новый элемент добавляется на последнее место в массиве, то есть позицию с максимальным индексом.

Возможно, что при этом будет нарушено основное свойство кучи, так как новый элемент может быть больше родителя. В таком случае новый элемент «поднимается» на один уровень (менять с вершиной-родителем) до тех пор, пока не будет соблюдено основное свойство кучи.



Сложность алгоритма не превышает высоты двоичной кучи (так как количество «подъемов» не больше высоты дерева), то есть равна log 2 N.

void Heap:: addelem(int n) {

Int i, parent;

parent = (i-1)/2;

while (parent >= 0 && i > 0) {

if (h[i] > h) {

int temp = h[i];

h[i] = h;

h = temp;

parent = (i-1)/2;

HeapSize++;
}

Вывод элементов кучи

Вывод элементов в форме кучи

void Heap:: outHeap(void ) {

Int i = 0;

Int k = 1;

While (i < HeapSize) {

while ((i < k) && (i < HeapSize)) {

cout << h[i] << » « ;

cout << endl;

Вывод элементов кучи в форме массива

void Heap:: out(void ) {

For (int i=0; i< HeapSize; i++) {

cout << h[i] << » « ; }

cout << endl;
}

Упорядочение кучи

void Heap:: heapify(int i) {

int left, right;

Int temp;

if (left < HeapSize) {

if (h[i] < h) {

if (right < HeapSize) {

if (h[i] < h) {

h[i] = h;

h = temp;

В упорядоченном max-heap максимальный элемент всегда хранится в корне. Восстановить упорядоченность двоичной кучи после удаления максимального элемента можно, поставив на его место последний элемент и вызвав метод упорядочения для корня, то есть упорядочив все дерево.

Удаление вершины кучи (максимального элемента)

int Heap:: getmax(void ) {

Int x;

Двоичная куча (binary heap) – просто реализуемая структура данных, позволяющая быстро (за логарифмическое время) добавлять элементы и извлекать элемент с максимальным приоритетом (например, максимальный по значению).

Для дальнейшего чтения необходимо иметь представление о деревьях , а также желательно знать об оценке сложности алгоритмов . Алгоритмы в этой статье будут сопровождаться кодом на C#.

Введение

Двоичная куча представляет собой полное бинарное дерево, для которого выполняется основное свойство кучи : приоритет каждой вершины больше приоритетов её потомков. В простейшем случае приоритет каждой вершины можно считать равным её значению. В таком случае структура называется max-heap , поскольку корень поддерева является максимумом из значений элементов поддерева. В этой статье для простоты используется именно такое представление. Напомню также, что дерево называется полным бинарным , если у каждой вершины есть не более двух потомков, а заполнение уровней вершин идет сверху вниз (в пределах одного уровня – слева направо).

Двоичную кучу удобно хранить в виде одномерного массива, причем левый потомок вершины с индексом i имеет индекс 2*i+1 , а правый 2*i+2 . Корень дерева – элемент с индексом 0. Высота двоичной кучи равна высоте дерева, то есть log 2 N, где N – количество элементов массива.

Приведу заготовку класса на C#:

Public class BinaryHeap { private List list; public int heapSize { get { return this.list.Count(); } } }

Добавление элемента

Новый элемент добавляется на последнее место в массиве, то есть позицию с индексом heapSize :

Возможно, что при этом будет нарушено основное свойство кучи, так как новый элемент может быть больше родителя. В таком случае следует «поднимать» новый элемент на один уровень (менять с вершиной-родителем) до тех пор, пока не будет соблюдено основное свойство кучи:

Иначе говоря, новый элемент «всплывает», «проталкивается» вверх, пока не займет свое место. Сложность алгоритма не превышает высоты двоичной кучи (так как количество «подъемов» не больше высоты дерева), то есть равна O(log 2 N).

Public void add(int value) { list.Add(value); int i = heapSize - 1; int parent = (i - 1) / 2; while (i > 0 && list < list[i]) { int temp = list[i]; list[i] = list; list = temp; i = parent; parent = (i - 1) / 2; } }

Упорядочение двоичной кучи

В ходе других операций с уже построенной двоичной кучей также может нарушиться основное свойство кучи: вершина может стать меньше своего потомка.

Метод heapify восстанавливает основное свойство кучи для дерева с корнем в i-ой вершине при условии, что оба поддерева ему удовлетворяют. Для этого необходимо «опускать» i-ую вершину (менять местами с наибольшим из потомков), пока основное свойство не будет восстановлено (процесс завершится, когда не найдется потомка, большего своего родителя). Нетрудно понять, что сложность этого алгоритма также равна O(log 2 N).

Public void heapify(int i) { int leftChild; int rightChild; int largestChild; for (; ;) { leftChild = 2 * i + 1; rightChild = 2 * i + 2; largestChild = i; if (leftChild < heapSize && list > list) { largestChild = leftChild; } if (rightChild < heapSize && list > list) { largestChild = rightChild; } if (largestChild == i) { break; } int temp = list[i]; list[i] = list; list = temp; i = largestChild; } }

Построение двоичной кучи

Наиболее очевидный способ построить кучу из неупорядоченного массива – это по очереди добавить все его элементы. Временная оценка такого алгоритма O(N log 2 N). Однако можно построить кучу еще быстрее - за О(N). Сначала следует построить дерево из всех элементов массива, не заботясь о соблюдении основного свойства кучи, а потом вызвать метод heapify для всех вершин, у которых есть хотя бы один потомок (так как поддеревья, состоящие из одной вершины без потомков, уже упорядочены). Потомки гарантированно есть у первых heapSize/2 вершин.

Public void buildHeap(int sourceArray) { list = sourceArray.ToList(); for (int i = heapSize / 2; i >= 0; i--) { heapify(i); } }

Извлечение (удаление) максимального элемента

В упорядоченном max-heap максимальный элемент всегда хранится в корне. Восстановить упорядоченность двоичной кучи после удаления максимального элемента можно, поставив на его место последний элемент и вызвав heapify для корня, то есть упорядочив все дерево.

Public int getMax() { int result = list; list = list; list.RemoveAt(heapSize - 1); return result; }

Сортировка с применением двоичной кучи

Заметим, что можно отсортировать массив, сначала построив из него двоичную кучу, а потом последовательно извлекая максимальные элементы. Оценим временную сложность такого элемента: построение кучи – O(N), извлечение N элементов – O(N log 2 N). Следовательно, итоговая оценка O(N log 2 N). При этом дополнительная память для массива не используется.

Public void heapSort(int array) { buildHeap(array); for (int i = array.Length - 1; i >= 0; i--) { array[i] = getMax(); heapify(0); } }

Заключение

Таким образом, двоичная куча имеет структуру дерева логарифмической высоты (относительно количества вершин), позволяет за логарифмическое же время добавлять элементы и извлекать элемент с максимальным приоритетом за константное время. В то же время двоичная куча проста в реализации и не требует дополнительной памяти.