Задание для составления схемы маршрута. Программа TransSys MapXPlus - Планирование маршрутов доставки для Дистрибуции. Построение маршрута с использованием голосового ассистента «Дуся»

2.3. Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический , тематический и тематико-хронологический .

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, "Архангельск строится", "Литературное Подмосковье" и др.).

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться "Правилами дорожного движения", "Уставом автомобильного транспорта", "Правилами перевозки пассажиров" и другими ведомственными нормативами.

Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные .

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

Показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых "петель";
- наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
- переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными "пробками", ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

Объезд (обход) маршрута

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:

1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
7) выбрать методику ознакомления с объектом;
8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

Подготовка контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

Комплектование "портфеля экскурсовода"

"Портфель экскурсовода " - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач "портфеля экскурсовода" состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов семьи Вульф - друзей А. С. Пушкина - при проведении экскурсии по "Пушкинскому кольцу Верхневолжья").

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

В "портфель экскурсовода" включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие "портфели" создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии .

Наглядные пособия "портфеля экскурсовода" должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем рекомендации по использованию материалов "портфеля" включают в методическую разработку.

К каждому экспонату, включенному в "портфель", прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в "портфель экскурсовода", должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Большую помощь в подборе наглядных материалов для "портфеля" экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.

Определение методических приемов проведения экскурсии

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.

Определение техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты "портфеля экскурсовода" и т. д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки "Организационные указания". Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулировать рекомендации об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем, организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов "портфеля"; о порядке возложения венков и т. д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

Составление методической разработки

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

На титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.
- на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Вот, например, как выглядят рекомендации экскурсоводу о построении вступления в методической разработке экскурсии на тему - "Тюмень - ворота в Сибирь": "Прежде всего необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет представлено время для этого. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме; привлечь внимание экскурсантов, т. е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Она может начинаться стихами А.С. Пушкина или цитатой - высказыванием декабристов о несметных богатствах Сибири, большом будущем этого сурового края". Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место начала экскурсии определяется методической разработкой.

Таблица 2.1

Образец методической разработки экскурсии

Маршрут Остановка Объекты показа Время Наименование подтем и перечень основных вопросов Организационные указания Методические указания
Новая Басманная ул. - М. Разгуляй - Бауманская ул. Проездом Новая Басманная ул.; собор св. Павла;
д. № 16 на Новой Басманной ул., д. № 2 на Спартаковской ул.
Подтема I: Пушкинская Москва
1. Бывшая Немецкая слобода -
один из аристократических районов Москвы XVIII-XIX вв.
2. Новая Басманная ул. - уголок Пушкинской
Москвы
Рассказ ведется при замедленном движении автобуса 1. Использовать прием репортажа, давая характеристику бывшей Немецкой слободы. Соблюдать синхронность рассказа и показа объектов, расположенных на разных улицах
2. Характеризуя облик Немецкой слободы
конца XVIII в., когда здесь поселились Пушкины, использовать для показа планировку и застройку Новой Басманной ул. Использовать
в рассказе названия переулков, по которым проходит маршрут, для характеристики прошлого. Упомянуть о сохранившихся на берегу р. Яузы домах вельмож (Лефортовский дворец, Слободской дворец и т. д.)
Бауманская ул., д. 8/10 Остановка во дворе школы им. А. С. Пушкина № 353 Здание школы им. А. С. Пушкина,
мемориальная доска
с барельефом Пушкина-ребенка на фасаде здания
3. Место рождения поэта
4. "Моя родословная"
5. Детство поэта
Группу вывести из автобуса, подвести
к зданию школы, остановиться у мемориальной доски. Затем подвести к па­мятнику
А. С. Пушкина, расположив группу так, чтобы был виден двор школы, памятник, здания слева и справа от него
3. Словесная реконструкция этого уголка Немецкой слободы конца XVIII в. Показать: рельеф двора школы (высохшее русло ручья Кукуй), сохранившиеся флигели (д. 8), напоминающие владение Скворцова,
в котором родился А. С. Пушкин.
Раскрывая вопросы 4, 5, процитировать отрывки из произведений "Моя родословная" и "Гости съезжались на дачу". Использовать "портфель экскурсовода" (виды старой Москвы, Лефортово, портреты родных
А. С. Пушкина).
Вариант логического перехода темы:
"В. Л. Пушкин - оказал влияние на формирование литературных вкусов будущего поэта"

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф. Размер разработки - 6-12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

В графе "Маршрут экскурсии " называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы.

В графе "Остановки " называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: "Набережная реки Волги" или "Центральная площадь". Правильнее записать: "Набережная реки Волги около памятника Н. А. Некрасову".

В графе "Объекты показа " перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту - издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь.

Графа "Продолжительность экскурсии ". Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа "Наименование подтем и перечень основных вопросов " содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в городской обзорной экскурсии в одна из подтем носит название "Полтава в Северной войне между Россией и Швецией". Основные вопросы, которые освещаются в этой подтеме, - "Шведы на Украине" и "Полтавская битва". В подтеме "Новь старого города" раскрываются основные вопросы: "Жилищное строительство в городе", "Развитие культуры и искусства", "Строительство спортивного комплекса". Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе "Организационные указания " помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие "Техника ведения экскурсии". Приведем пример записи: "Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание". "На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования". В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности.

При проведении производственных экскурсий, посещении работающих цехов приводятся рекомендации по технике безопасности, выдержки из инструкций администрации предприятия, обязательные правила поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы в рассказе и показе.

Графа "Методические указания " определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии "Мемориальный комплекс "Хатынь" по объекту "Линия обороны 100-й стрелковой дивизии" даются два методических указания: "При раскрытии подтемы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале фашистской Германии к моменту ее нападения на СССР" и "Рассказ о боях ведется с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия".

Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов "портфеля экскурсовода", включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, "После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом", "Экскурсоводу следует объяснять термины...", "При показе поля боя необходимо ориентировать экскурсантов..." и т. д.).

Составление индивидуального текста

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст , который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Естественно, что все экскурсоводы, находясь у одного и того же объекта, будут говорить одно и то же.

Не следует прятать контрольный текст от тех, кто разрабатывает новую для себя экскурсию, поскольку над контрольным текстом работала творческая группа наиболее подготовленных экскурсоводов, и готовящий новую для себя тему экскурсовод не сумеет добиться того, что до него было сделано коллективными усилиями. После того, как предварительная работа экскурсовода над новой темой будет закончена (сбор, изучение и первичная обработка материала), он допускается к ознакомлению с контрольным текстом. Это поможет ему отобрать материал для рассказа, определить оптимальное количество примеров, используемых при освещении подтем, сделать правильные выводы по подтемам экскурсии и целом. Обращение к контрольному тексту, сделанное вовремя, гарантирует более высокий уровень подготовки новичка к экскурсии.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для "использования" рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения.

Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи "исполнителя". Рассказ экскурсовода состоит как бы из отдельных частей, привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждой подтеме и логическими переходами между подтемами (и объектами). В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для использования в ходе проведения экскурсии.

Составляя индивидуальный текст, его автору нельзя забывать о логике звучащей речи, о том, что слово и изображение (объект) действуют, как правило, на чувство экскурсантов синхронно. Стремление к живости подачи материала на экскурсии не должно вести к попыткам развлекать экскурсантов. При решении вопроса о сочетании на экскурсии элементов познавательных и развлекательных дело должно быть решено по формуле: максимум познавательного и минимум развлекательного. Особое место в подготовке экскурсии имеет вопрос о легендах. В экскурсиях могут быть использованы только легенды.

По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают "стандартны". Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом.

Проводя анализ одного и того же зрительного объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают одно и то же. В этом состоит смысл контрольного текста как эталона.

Однако при равном содержании экскурсоводы могут использовать разные обороты речи, могут излагать рекомендуемые факты, цифры и примеры в иной последовательности. Индивидуальность экскурсии состоит и в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приемы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.

Рассказ и индивидуальный текст

Успех рассказа зависит от того, насколько индивидуальный текст приближен к общепринятой речи, как в нем учтены речевые особенности того конкретного экскурсовода, которому этот текст принадлежит. "Степень воздействия на наше сознание различных текстов зависит от многих причин и условий (логика, доказательность, новизна темы и информации, психологическая установка автора на воздействие или ее отсутствие и т. д.)". Однако не меньшую роль играет речь, ее свойства, структура, особенности.

Для индивидуальных текстов почти всех экскурсоводов на одну и ту же тему характерно сходство в содержании и изложении материала, в оценке исторических событий, фактов и примеров. Однако рассказы всех экскурсоводов индивидуальны. В чем находит свое выражение индивидуальность экскурсовода? Все экскурсоводы, проводя экскурсии по одной теме, рассказывают одно и то же, но говорят по-разному. Их рассказ по содержанию одинаков, а по форме, использованию словарного запаса, эмоциональному уровню различен.

Методика требует от экскурсовода, чтобы он при составлении индивидуального текста помнил о существенной разнице между речью лектора и экскурсовода.

В ходе экскурсии экскурсовода "торопят" объекты, которые необходимо показать группе. Два-три часа, отведенные на экскурсию, пребывание экскурсантов на ногах и на открытом воздухе вынуждают экскурсовода говорить кратко, четко характеризовать находившиеся перед группой памятники, сжато рассказывать о связанных с ними событиях.

Продолжительность рассказа не должна превышать времени, какое памятник способен приковать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего это пять-семь минут. Если это время не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие методические приемы не способны восстановить внимание экскурсантов. Не случайно в методической литературе используется термин "язык объекта". Одна из задач экскурсовода состоит в том, чтобы заставить "заговорить" объект.

Техника использования индивидуального текста

Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основных вопросов).

Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа. Если в экскурсии появляется значительный перерыв между объектами, экскурсовод может еще раз посмотреть карточки, освежить в памяти материал рассказа. Чаще всего карточки в качестве конспекта рассказа используют при подготовке к экскурсии. Исключения составляют те карточки, на которые занесены цитаты и большие отрывки из художественных произведений, содержание которых составляет основу приема литературного монтажа. На экскурсии они зачитываются полностью.

Карточка должна быть удобной для использования. Рекомендуется небольшой размер, примерно четверть листа плотной писчей бумаги, пригодной для длительного применения. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности раскрываемых подтем.

Использование на экскурсии карточек является правом каждого экскурсовода, но с приобретением опыта у них отпадает в этом необходимость. То, что карточки находятся под рукой и могут быть в нужный момент использованы, придает экскурсоводу уверенность в своих знаниях.

Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть и доноситься до экскурсантов слово в слово.

Логические переходы

Перед создателями экскурсии стоит задача связать содержание всех подтем в единое целое. Она решается с помощью логических переходов , которые должны рассматриваться как важная, хотя и не имеющая самостоятельного значения, часть экскурсии. Хорошо составленные логические переходы придают экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет восприниматься с интересом.

Часто в экскурсиях при переходе от одой подтемы к другой пользуются формальными (конструктивными) переходами . Формальным называется такой переход, который не связан с содержанием экскурсии и не является "переходным мостиком" от одной части экскурсии к другой. (Например, "А теперь проедем по площади", "Сейчас мы с вами последуем дальше", "Давайте осмотрим еще одно примечательное место"). Не следует, однако, отрицать правомерность использования таких переходов вообще и считать их одной из ошибок в экскурсионной работе.

В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает считанные секунды, такие переходы неизбежны: (Например, "Теперь посмотрите сюда" или "Прошу обратить внимание на памятник, расположенный рядом"). Такие переходы неизбежны при осмотре экспозиций в музеях и на выставках, где залы, тематические разделы и отдельные стенды, посвященные различным подтемам, расположены неподалеку друг от друга. Конструктивный переход, не являясь "переходным мостиком" между подтемами, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим объектом.

Более эффективен логический переход, увязанный с темой экскурсии . Такой переход может начаться до передвижения группы к следующей остановке или может закончиться уже на остановке около объекта. Логический переход диктуется не столько особенностями экскурсионного объекта, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой делается этот переход.

Длительность логического перехода обычно равна по времени переезду (переходу) группы от объекта к объекту, но она может быть и больше и меньше.

Прием (сдача) экскурсии

При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного "портфеля экскурсовода" и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием "портфеля экскурсовода", списком использованной литературы и т. д.

Утверждение экскурсии

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа.

Выводы

Обязательная документация по теме. Подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы. Документация по экскурсионным темам хранится в методическом кабинете.

Таблица 2.2.

Документация, необходимая для каждой темы

№ п/п Название документа Содержание документа
1 Список литературы по теме Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии
2 Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид памятника, его наименование, событие с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники
3 Контрольный текст экскурсии Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, заключения, логических переходов
4 Индивидуальные тексты экскурсоводов Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом. Дает характеристику объектов и событий
5 Схема (карта) маршрута На отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам
6 «Портфель экскурсовода» Папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцы продукции предприятий, другие наглядные пособия
7 Методическая разработка на тему Рекомендация по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам
8 Материалы экскурсии Материалы

Граф дорог – это цифровая векторная карта, состоящая из топологически связанных дуг и узлов, местоположение и свойства которых с заданной точностью и полнотой передают маршруты и организацию движения наземного транспорта.

Граф дорог создается согласно Требованиям к навигационным картам , включающим описание классификаторов, правил цифрового описания, форматов данных, редакционно-технические указания и другие документы.

Элементы графа дорог предназначены для использования в задачах по автоматизированной прокладке маршрутов между любыми заданными точками на графе.

Граф дорог создается по выделенным объектам дорожной сети и представляет собой пользовательскую карту с дугами и узлами. На этапе построения в семантические характеристики дуг и узлов записывается информация о связности сети и атрибуты для решения поисковых задач. Дуги можно создавать двух видов – с двусторонним и односторонним движением.

Средства редактирования графа дорог предназначены для уточнения графа в местах многоуровневых развязок и формирования запретов поворотов. Пользователь имеет возможность вручную удалить, добавить узлы сети, заменить дугу с двусторонним движением на дугу с односторонним движением, провести распараллеливание дорог, создать дуги и развороты, сформировать на перекрестках запреты поворотов.

Поиск минимального пути между точками (населенными пунктами) осуществляется с учетом любых характеристик записанных в дуги сети (тип дорог, скорость движения, количество проезжих частей). Кратчайший маршрут можно найти либо по минимальной длине пути либо по минимальному времени прохождения маршрута. При нахождении минимального пути имеется возможность исключения некоторых дуг, например аварийных участков, из поиска. Результаты поиска отображаются на карте в виде объекта – маршрута.

Особенности цифрового описания графа дорог

Граф дорог и дорожных сооружений создается в виде отдельной пользовательской карты (слоя) без деления на номенклатурные листы. Объекты, описывающие граф дорог, составляют отдельный слой в классификаторе цифровых навигационных планов городов. Граф дорог содержит два основных типа объектов – дуги и узлы.

Дуги разделяются на два вида – с двусторонним и односторонним движением. Дуги графа строятся, как правило, по осевым линиям улиц, дорог и дорожных сооружений, с обеспечением топологии в точках примыкания. Односторонние дуги должны иметь направление цифрования, совпадающее с направлением движения по данной дуге. Дуги с двусторонним движением могут иметь произвольное направление цифрования.

Узлы могут последовательно соединять две дуги, имеющие разные характеристики, или соединять несколько дуг в местах перекрестков, развилок и т.п. Если дороги физически проходят над одним участком местности на разных уровнях (тоннель, эстакада и т.п.), то в точке пересечения дорог на карте графа узел должен отсутствовать. С помощью набора односторонних и двусторонних дуг и узлов можно однозначно описать различные виды перекрестков, одноуровневых и многоуровневых развязок. Если на перекрестке дорог необходимо показать запрет поворота, то в этом месте дороги могут быть показаны параллельными односторонними дугами, которые имеют узлы только с теми пересекающими их дугами, на которые разрешено перестроение транспорта.

Для упрощения описания запретов поворотов на перекрестках может применяться повторяемая семантика 32821. Дуга, имеющая запреты на переход в другие дуги (запреты поворотов) должна иметь список семантик с кодом 32821, содержащих номера дуг, на которые запрещен переход. Запреты разворотов описываются семантикой 32822.

При редактировании графа все разрешенные переходы на отдельном перекрестке могут быть отображены в виде таблицы переходов, где оператор отмечает разрешенные или запрещенные переходы. После чего автоматически обновляется семантика дуг.


Пример простых Т-образных перекрестков

Пример пересечения двух дорог на разных уровнях с полным набором съездов

Панель задачи "Граф дорог"

  • Построение сети
  • Создание узла сети
  • Создание дуги сети
  • Изменение направления цифрования
  • Изменение типа движения
  • Удаление узла из сети
  • Добавление узла в сеть
  • Распараллеливание дорог
  • Создание съездов и разворотов
  • Запрет левого поворота на Т-образном перекрестке
  • Запрет правого поворота на Т-образном перекрестке
  • Формирование запретов поворотов
  • Построение минимального маршрута
  • Построение графа удаленности
  • Минимальный путь между точками
  • Минимальный путь между точками (выбор точек из файла)
  • Шаг назад
  • Выход из задачи

Автоматизированное создание графа дорог

Режим Построение сети выполняет создание геометрической сети дуг и узлов с одновременным построением логической сети. Сеть строится по выделенным на карте линейным объектам. Выделенные точечные объекты при построении будут добавлены в сеть как злы сети. Выделенные векторные объекты могут быть обработаны как линейные или как точечные. Для создания сети используются классификаторы service.rsc, road10.rsc, road25.rsc которые содержат объекты: узел сети, дугу сети, а также семантики, необходимые для дальнейшей работы с сетью. Если у выделенных линейных объектов имеется семантика, которая указывает на одностороннее движение, то можно построить сеть с односторонним движением. Данный режим позволяет не создавать узлы на пересечении объектов, которые находятся на разных уровнях (при этом объекты не должны иметь общих точек метрики).

В результате построения создается пользовательская карта, содержащая следующие типы объектов: узел сети и дуга сети. Все объекты созданной карты имеют обязательную семантику “Номер сети”. Для узлов обязательной характеристикой является ссылка на объект- дуга, которой принадлежит узел, для дуг обязательные семантики – номер первого и последнего узлов для данной дуги и ссылка на объект карты. Пользователь может изменить внешний вид создаваемых объектов, указав, новый классификатор и выбрав из него вид объектов узлов и дуг. При успешном завершении задачи создается текстовый файл протокола работы. Имя файла протокола совпадает с именем пользовательской карты, но имеет расширение LOG.

Редактирование графа дорог

Создание узла сети . Для создания узла сети нужно выбрать дугу сети и указать на ней точку, где предполагается создать новый узел. Семантические характеристики для новых объектов заносятся автоматически.

Создание дуги сети . Для создания дуги нужно выбрать узел сети и создавать линию – дугу сети. Если завершить создание дуги на уже существующем узле, то в семантику дуги Номер конечного узла запишется номер данного узла. При отсутствии в пределах одного метра на карте узла сети, в последней точке дуги будет создан новый узел сети.

Изменение направления цифрования . Чтобы изменить направление цифрования у дуг сети нужно выбрать на карте объект для редактирования.

Изменение типа движения . Данный режим заменяет объект ДУГА СЕТИ на объект ДУГА СЕТИ ОДНОСТОРОННЯЯ и наоборот.

Удаление узла из сети . Данный режим предназначен для удаления узла из построенной сети. Узел для удаления должен быть расположен на пересечении четырех дугПосле выполнения данного режима узел на пересечении дорог может быть удален, либо исключен из обработки, т.е. общего узла у всех дуг не будет. Удаление узлов рекомендуется проводить на пересечении автомобильных дорог с мостами, тоннелями, путепроводами и др.

Добавление узла в сеть . Данный режим предназначен для добавления узла в сеть. Для выполнения режима необходимо открыть пользовательскую карту с построенной сетью и указать два объекта – дуги, на пересечении которых будет вставлен узел. Режим добавления узла является обратной задачей к режиму удаления узла, а также осуществляет дотягивание одной дуги к другой, если расстояние между ними менее 100 метров на местности.

Распараллеливание дорог . Данный режим предназначен для добавления в сеть параллельных участков на перекрестках дорог. Добавление параллельных участков осуществляется на перекрестках четырех дуг. При успешном выполнении режима создаются дополнительные узлы сети и дуги сети односторонние. Результаты построения можно применить для установки запретов поворотов. Удаляя узлы в центре перекрестка, можно запретить на поворот в ту или другую сторону.

Создание съездов и разворотов . Данный режим предназначен для добавления в сеть съездов и разворотов на перекрестках дорог. Съезды и развороты рекомендуется выполнять на перекрестках, для которых проводилось распараллеливание. При успешном выполнении режима создаются объекты дуги односторонние, и удаляется общий узел. Применяются результаты построения при определении минимальных маршрутов.

Формирование запретов поворотов . При активизации режима необходимо в карте указать узел графа сети, соответствующий перекрестку (пересечению дорог), имеющему запрещенные направления проезда. Формирование запретов поворотов с одной дороги на другую обеспечивается заполнением семантики Номер запрещенной дуги в дуге графа сети. Каждая дуга сети соответствует участку дороги между узлами сети (перекрестками). После выбора узла сети открывается диалог, в верхней части которого изображена схема перекрестка, содержащая участок сети дорог – выбранный узел, прилегающие дуги сети, соответствующие участкам пересекающихся дорог и номера дуг графа сети. В нижней части диалога расположена таблица запрета поворотов. В правом столбце таблицы содержатся номера дорог, с которых будет запрещен поворот. В верхней строке таблицы содержатся номера дорог, на которые будет запрещен поворот. Остальные ячейки таблицы содержат указатели запрета поворота. Серым цветом отмечены ячейки, в которых можно указать запрет разворота на выбранном перекрестке.

Контроль и расчеты по графу

Качество создаваемых цифровых навигационных карт и планов городов обеспечивается качеством создания графа дорог, и сбора данных об объектах сервиса и дорожных знаках, которые дополняют описание графа дорог справочной информацией.

Качество графа дорог определяется связностью всех его составляющих дуг и узлов (отсутствием отдельных графов, не имеющих связи с другими графами), точностью прохождения дуг графа по дорожной сети, полнотой графа (соответствием элементов графа современному состоянию дорог с твердым покрытием), информативностью элементов графа (содержанием в характеристиках графа информации об организации движения и имеющихся особенностях и ограничениях на каждом участке).

Связность графа обеспечивается контролем топологии исходных данных, применяемых для построения графа, и полнотой учета имеющихся дорог на заданной территории.

При создании цифровых навигационных карт рекомендуется выполнять создание графа на весь район работ без деления на номенклатурные листы. Для создания цифровых навигационных карт более мелких масштабов имеющийся граф может применяться без изменений.

В качестве исходных данных могут использоваться цифровые топографические карты. Для обеспечения точности графа дорог предварительно должно быть выполнено обновление объектов дорожной сети и дорожных сооружений. При обновлении объектов дорожной сети и дорожных сооружений должен быть выполнен контроль топологии объектов в точках примыкания.

Если граф создается с использованием треков, записанных на GPS-приемниках, то после сбора всех данных на навигационной карте (плане) выполняется контроль топологии элементов графа (треков) в точках примыкания.

Если процедура построения графа дорог создает несколько графов на район работ, то рекомендуется ввести дополнительные участки графа с использованием элементов дорожной и уличной сети (включая дороги с грунтовым покрытием) для обеспечения связности элементов графа, если это не противоречит реальному состоянию местности (территория, разделенная рекой, болотами, железными дорогами без переездов и т.п.).

Для обеспечения полноты графа метрика дуг должна соответствовать состоянию дорог на год создания навигационной карты. Граф дорог должен учитывать все дороги с асфальтовым покрытием (шоссе и лучше) вне населенных пунктов и все улицы в населенных пунктах, которые выходят на указанные виды дорог. Граф дорог должен обеспечивать прокладку маршрута между всеми населенными пунктами и другими промышленными и социально-культурными объектами, которые реально на местности соединены дорожной сетью. Для этого в дорожный граф могут включаться любые имеющиеся грунтовые и полевые дороги.

Для обеспечения информативности графа необходимо в характеристиках графа заполнить сведения о запретах маневров (поворотов и разворотов), сведения о скоростном режиме, ограничениях движения транспорта и другие данные, предусмотренные классификатором.

Качество данных об объектах сервиса определяется точностью указания местоположения реальных объектов на местности (а не дорожных знаков, указывающих объекты сервиса) и полнотой сведений о назначении и режиме работы.

Дорожные знаки с информацией об особенностях движения обеспечивают визуальное восприятие навигационной карты и дополнительный визуальный контроль корректности графа. Поэтому качество их нанесения определяется по традиционным картографическим критериям – наглядность и достоверность данных. Дорожные знаки не должны перегружать карту второстепенной информацией. Основные особенности движения на отдельных участках, которые могут показываться на картах открытого пользования, должны быть занесены в характеристики элементов графа (дуги).

Режим Построение минимального маршрута предназначен для определения кратчайшего расстояния между двумя узлами сети. Для выполнения режима необходимо открыть пользовательскую карту с построенной сетью, т.е. на карте должны быть объекты узлы сети с обязательными семантиками: номер сети и ссылка на дугу сети, и дуги с семантиками: номер первого и последнего узлов для данной дуги, ссылка на объект карты и номер сети. Минимальный маршрут может быть построен по расстоянию и по времени, в последнем случае дуга должна иметь семантику “Скорость”. Процесс построения осуществляется путем указания начальной и конечной точек маршрута, а также параметра построения (длина или время). Чтобы установить критерии построения минимального маршрута по семантическим характеристикам необходимо заполнить таблицу "Фильтр по семантике дуг". Для того чтобы исключить из обработки некоторые участки (например, аварийные), нужно выделить на карте дуги сети и установить опцию Исключать выделенные объекты из построения .
В результате работы режима на карте отображается объект - минимальный маршрут, вычисляется длина пути. В таблицу диалога статистики записываются реальные объекты карты и протяженность маршрута по каждому объекту. Можно выбрать условный знак и записать построенный путь как объект карты.

Построение графа удаленности . Граф удаленности представляет собой набор объектов, находящихся в определенных пределах от указанного узла сети. Для построения графа необходимо указать узел сети и ввести числовое значение (длину в метрах).
В результате работы режима на карте будут выделены дуги, расположенные на расстоянии, менее заданного от указанного узла.

Режим Построение минимального пути между указанными точками предназначен для определения минимального пути между опорными точками, при условии, что каждую точку нужно пройти один раз (точка старта и финиша могут совпадать). Для выполнения режима нужно открыть пользовательскую карту с построенной сетью, т.е. на карте должны быть объекты узлы сети с обязательными семантиками: номер сети и ссылка на дугу сети, и дуги с семантиками: номер первого и последнего узлов для данной дуги, ссылка на объект карты и номер сети. Опорные точки выбираются из карты либо из текстового файла. Выбор из карты осуществляются нажатием левой клавиши мыши, завершается выбор точек двойным нажатием левой клавиши мыши. Для выбора опорных точек из тестового файла необходимо указать имя файла. Файл должен содержать список значений семантической характеристики «Собственное название» (например, список может состоять из названий населенных пунктов). При выборе опорных точек из текстового файла объекты узлы сети должны иметь семантическую характеристику «Собственное название» (записывается на этапе создания сети). Минимальный маршрут может быть построен по расстоянию и по времени, в последнем случае дуга должна иметь семантику “Скорость”, а также с учетом семантических характеристик. Чтобы установить критерии построения минимального маршрута по семантическим характеристикам необходимо заполнить таблицу «Фильтр по семантике дуг. Для того чтобы исключить из обработки некоторые участки (например, аварийные), нужно выделить на карте дуги сети и установить опцию Исключать выделенные объекты из построения.
Результатом работы является таблица, в которой указан порядок обхода точек, длина кратчайшего пути между текущей точкой и следующей, протяженность всего маршрута.

Данные, необходимые для движения по азимутам {магнитные азимуты направлений между точками поворота на маршруте и расстояния между ними), определяют по крупномасштабной карте.

Подготовка данных для движения по азимутам включает изучение местности по карте, выбор маршрута и ориентиров на его участках, определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами, оформление данных на карте или составление схемы (таблицы) движения.

При изучении местности оценивают ее проходимость, маскировочные" и защитные свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые препятствия и пути их обхода Начертание маршрута зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и условий предстоящего движения. Главное - это выбрать маршрут, позволяющий быстрый и скрытный от противника выход к назначенному пункту (объекту). Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические знаки). Расстояния между ориентирами при движении по маршруту днем пешим порядком не должны превышать 1 - 2 км, а при движении на машине и выдерживании направлений движения по гирополукомпасу - 6 - 10 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечаются чаще. Чтобы обеспечить скрытный выход к указалндму пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по Гребням возвышенностей и открытым участкам. Примерный вариант выбора маршрута показан на рисунке.

Выбранные ориентиры обводят кружками и соединяют прямыми линиями. Линии маршрута, которые не пересекают вертикальную линию координатной сетки, полезно продолжить до пересечения с ближайшей из них, чтобы в дальнейшем удобнее было измерять дирекционные углы Дирекционные углы направлений по маршруту измеряют транспортиром яли артиллерийским кругом, которые обеспечивают точность измерения угла с ошибкой ± 1 - 2°, Для, более точного измерения углов по карте используют хордоугломер. Измеренные дирекционные углы направлений переводят в магнитные азимуты. Расстояния между выбранными по маршруту движения ориентирами измеряют с помощью циркуля - измерителя и линейки с миллиметровыми делениями. Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводится поправка за рельеф.

Определенные значения магнитных азимутов и расстояний тщательно проверяют, так как грубая ошибка измерения хотя бы одного азимута или расстояния приводит к отклонению от намеченного маршрута и н конечном счете к потере ориентировки.

Таблица 1. Данные необходимые для движения по азимутам

Данные, необходимые для движения по азимутам, оформляют на карте, а если карту с собой не берут, составляют схему маршрута (рис. 9 13) или таблицу 1.

Рисунок 1. Схема маршрута движения по азимутам.

Схему составляют в такой последовательности. На чистый лист бумаги переносят с карты начальную точку, ориентиры на поворотах и конечную точку маршрута. Расположение ориентиров на схеме должно быть подобно их положению на карте Все ориентиры изображают на схеме такими же условными знаками, как и на карте. Затем ориентиры нумеруют и соединяют прямыми линиями Против каждой линии выписывают исходные данные для движения в виде дроби: в числителе - магнитный азимут, в знаменателе - расстояние в метрах и время движения в минутах. Если движение по азимутам будет совершаться пешим порядком, то расстояние в метрах переводят в пары шагов и выписывают на схему в скобках. После этого наносят на схему стрелку север - юг и дополнительно показывают в стороне от маршрута, а также по маршруту ориетиры, которые могут быть использованны при движении как промежуточные или вспомогательные.

В тех случаях, когда требуется выдержать лишь общее направление движения, например направление наступления, схему (таблицу) движения не составляют. Азимут направления движения определяют непосредственно на местности по компасу и объявляют устно.

Навигационное приложение OsmAnd позволяет строить маршруты различных типов, а также сохранять эти маршруты в память устройства для дальнейшего использования.
Рассмотрим несколько вариантов построений маршрута.

Прежде чем прокладывать маршрут из текущей позиции, необходимо определить своё местоположение. Чтобы максимально точно определить своё местоположение, нужно обратить внимание сразу на несколько параметров на экране карты:

  • Количество видимых спутников. Не менее 6 из 12, лучше больше.
  • Скорость. Желательно 0 км/ч.
  • Состояние кнопки «Где я?» должно соответствовать значению «Карта привязана к местоположению».
  • В диалоге «Планирование маршрута» активируйте раскрывающийся список «Из:» и в качестве начальной позиции маршрута выберите пункт «Моё местоположение».

После того как местоположение определено и совпадает с центром карты, можно прокладывать маршрут.

  1. При помощи диалога «Поиск» выберите конечную цель маршрута и активируйте ее жестом «Двойное касание»;
  2. В открывшемся всплывающем контекстном меню точки активируйте кнопку «Маршрут», расположенную в правой нижней части экрана с картой.
  3. Всплывающее контекстное меню точки закроется, и откроется режим планирования маршрута;
  4. Если нужно, ознакомьтесь с текстовым описанием маршрута, нажав кнопку «Информация»;

По достижении конечной цели маршрута открывается диалог «Вы прибыли в пункт назначения».

В правой части экрана расположены 3 кнопки по вертикали:

  • «Закрыть» - закрывает диалог и предоставляет возможность продолжить навигацию по точке привязки;
  • «Пересчитать маршрут» - перепрокладывает маршрут от текущего на данный момент местоположения до конечной цели;
  • «Завершить навигацию» - отменяет навигацию по маршруту.

Построение маршрута с использованием голосовой команды «Маршрут»

  1. Установите соответствующий профиль навигации любым доступным способом;
  2. Привяжите карту к текущему местоположению, активировав кнопку «Где я?»;
  3. При помощи диалога «Поиск» выберите конечную цель маршрута и активируйте её жестом «Двойное касание»;
  4. В открывшемся всплывающем контекстном меню точки активируйте кнопку «Установить как пункт назначения», расположенную в нижней части экрана с картой. (Если установлен флаг на элементе списка «Маркеры» (Использовать маркеры на карте), расположенному по пути: «Главное меню»/«Настройки»/«Специальные возможности», активируйте кнопку «Дополнительно» и в открывшемся диалоге нажмите кнопку «Установить как пункт назначения»).
  5. Выполните голосовую команду «Маршрут». Будет рассчитан и проложен маршрут от текущей позиции к конечной цели.
Примечание: если необходимо изменить параметры проложенного маршрута, то для вызова режима планирования маршрута активируйте кнопку «Маршрут» на экране с картой.

  1. В открывшемся диалоге «Планирование маршрута» активируйте раскрывающийся список «Из:» и в качестве начальной позиции маршрута определите «Моё местоположение».
  2. В раскрывающемся списке «К:» определите пункт назначения, выбрав его, например, из «Избранное»;
  3. Нажмите кнопку «Поехали».

Построение маршрута с использованием голосового ассистента «Дуся»

  1. Активируйте ассистент любым доступным способом;
  2. После звукового сигнала произнесите запрос «Поехали»;
  3. Будет предложено продиктовать адрес.
  4. После звукового сигнала произнесите необходимый адрес;
  5. Откроется приложение OsmAnd с активным режимом «Планирование маршрута», и к данному адресу будет проложен маршрут;
  6. Для начала навигации нажмите кнопку «Поехали».

Настройка голосового ассистента «Дуся» для работы с приложением OsmAnd

  1. Необходимо отключить всю активацию, поскольку при работе с приложением OsmAnd мы рекомендуем активировать голосовой ассистент с помощью виджета;
  2. Установить OsmAnd, как навигатор по умолчанию;
  3. После необходимой настройки голосового ассистента войдите в раздел «Приложения» на вашем устройстве и поместите ярлык «Дуся старт» на экран, с которого запускается приложение OsmAnd.

Список примерных запросов голосового ассистента «Дуся»

Маршрут от конечной цели к текущей позиции

  1. С помощью кнопки «Где я?» определите ваше текущее местоположение;
  2. Состояние кнопки «Где я?» должно соответствовать значению «Карта привязана к местоположению»;
  3. Жестом «Двойное касание с удержанием» по элементу «Карта» активируйте всплывающее контекстное меню точки;
  4. При помощи диалога «Поиск» выберите объект, от которого вы собираетесь двигаться к текущей позиции и активируйте его жестом «Двойное касание»;

  5. Диалог закроется, и откроется режим планирования маршрута;
  6. В открывшемся диалоге выберите и настройте соответствующий профиль маршрута: «Автомобиль», «Велосипед», «Пешеход»;

Примечание:

Маршрут с двумя удаленными позициями - это маршрут, в котором пункт отправления и пункт назначения находятся на значительном удалении от вашего местоположения.

Построение маршрута с использованием всплывающего контекстного меню точки

  1. При помощи диалога «Поиск» выберите пункт назначения и активируйте его жестом «Двойное касание»;
  2. В открывшемся всплывающем контекстном меню точки активируйте кнопку «Установить как пункт назначения», расположенную в нижней части экрана с картой. Если установлен флаг на элементе списка «Маркеры» (Использовать маркеры на карте), расположенному по пути: «Главное меню»/«Настройки»/«Специальные возможности», активируйте кнопку «Дополнительно» и в открывшемся диалоге нажмите кнопку «Установить как пункт назначения»);
  3. Открывшийся диалог «Путевые точки» закройте кнопкой «Вернуться на карту»;
  4. При помощи диалога «Поиск» выберите пункт отправления и активируйте его жестом «Двойное касание»;
  5. В открывшемся всплывающем контекстном меню точки активируйте кнопку «Дополнительно», расположенную в нижней части экрана с картой;
  6. В открывшемся диалоге активируйте кнопку «Пункт отправления»;
    Диалог закроется и откроется режим планирования маршрута;
  7. В открывшемся диалоге выберите и настройте соответствующий профиль маршрута: «Автомобиль», «Велосипед», «Пешеход»;
  8. Если нужно, ознакомьтесь с текстовым описанием маршрута, нажав кнопку «Информация».

Построение маршрута посредством диалога «Главное меню»\«Маршрут» или кнопки «Маршрут» на экране с картой

  1. Войдите в «Главное меню» и активируйте пункт «Маршрут» или нажмите кнопку «Маршрут» прямо на экране с картой;
  2. В открывшемся диалоге «Планирование маршрута» активируйте раскрывающийся список «Из:» и в качестве начальной позиции маршрута выберите пункт «Адрес». Введите желаемый адрес и нажмите кнопку «Ок».
  3. В раскрывающемся списке «К:» определите пункт назначения, выбрав его, например, из «Избранное».

Примечание:

Маршрут с промежуточными точками- это такой маршрут, следуя по которому нужно посетить несколько объектов, прежде чем мы достигнем пункта назначения. Остается только понять, как добавить в маршрут промежуточные точки и как выстроить их в нужном для посещения порядке.

Маршрут из текущей позиции к конечной цели

  1. Для начала нужно добавить к избранным объекты, которые нам нужны, то есть все промежуточные пункты и конечную цель маршрута;
  2. Войдите в раздел «Главное меню»\«Мои места»;
  3. Во вкладке «Мои избранные» активируйте пункт «Выберите пункты назначения»;
  4. Установите флаги рядом с теми объектами, которые планируете посетить;
  5. Активируйте кнопку «Выберите пункты назначения» в верхнем правом углу экрана;
  6. В открывшемся диалоге с помощью кнопок «Переместить вниз», «Переместить вверх» вы сможете откорректировать последовательность объектов в маршруте, а также с помощью кнопки «Упорядочить по расстоянию», рассчитать оптимальный маршрут посещения объектов. Для сохранения результата необходимо активировать кнопку «Ок»;
  7. Закройте диалог «Мои места»;
  8. Определите своё текущее местоположение, активировав на экране с картой кнопку «Где я?»;
  9. На экране с картой нажмите кнопку «Маршрут»;
  10. В открывшемся диалоге выберите и настройте соответствующий профиль навигации: «Автомобиль», «Велосипед», «Пешеход»;
  11. Если нужно, ознакомтесь с текстовым описанием маршрута, нажав кнопку «Информация»;
  12. В режиме планирования маршрута активируйте кнопку «Поехали», и можно начинать движение по заданному маршруту.

Примечание к диалогу «Выберите пункты назначения»:

  1. Если установить флаг рядом с категорией, то все объекты в категории будут выбраны. Если войти в категорию, можно выбрать отдельные объекты. Для этого необходимо установить флаги рядом с соответствующими объектами.
  2. Важна последовательность, в которой выставляются флаги рядом с объектами при выборе. Именно в данной последовательности и будут упорядоченый объекты в маршруте. Последний объект, рядом с которым установлен флаг, станет конечной целью маршрута.

Общие примечания:

  1. Если промежуточной точкой маршрута является перекрёсток, желательно чтобы название улицы, по которой осуществляется движение, в описании имени перекрёстка стояло на первом месте;
  2. Во время следования по маршруту промежуточные точки исчезают из диалога «Путевые точки» по мере их достижения;
  3. Если при движении по маршруту очередная промежуточная точка по какой-либо причине не была достигнута, программа не сможет корректно обработать оставшуюся часть маршрута;
  4. Программа не всегда ведёт по маршруту в той последовательности, в которой отсортированы промежуточные точки. Это зависит от ряда параметров: правил дорожного движения, настроек профиля навигации, подробности карты и т.д;
  5. Если последовательность точек в уже проложенном маршруте нужно поменять местами, сократить или упорядочить по расстоянию, необходимо воспользоваться пунктом «Путевые точки», который находится в главном меню программы;
  6. Прокладывать маршрут с промежуточными точками, находящимися на незначительном расстоянии друг от друга, не рекомендуется. В данном случае предпочтительней воспользоваться другими функциями программы.

Использование GPX трека

Для работы с GPX треками необходимо включить плагин «Запись поездки».
Плагин активирует функции для записи и сохранения GPX треков и позволяет записать пройденные вами маршруты в файл.
Активировать Плагин можно по следующему пути: «Главное меню»\«Плагины»\«Запись поездки».
Для быстрого доступа к записи трека из режима «Карта», необходимо в настройках экрана в каждом навигационном профиле поставить флаг «Запись GPX». Тогда данная кнопка будет отображаться на экране с картой.

Описание интерфейса плагина «Запись GPX трека»

По умолчанию запись трека выключена, а кнопка «Запись GPX» находится в позиции «GPX». При её активации открывается диалог со следующими параметрами:

  • «Интервал записи» - показывает с каким интервалом будут записываться точки в маршрут. Настроить параметр можно с помощью регулятора, расположенного ниже. Например, чтобы выставить интервал сохранения 10 секунд, установите значение регулятора yf 41%. Чем выше скорость движения, тем меньший интервал сохранения требуется;
  • Флаг «Запомнить мой выбор» - если установить флаг, программа запомнит выбранный интервал записи и при следующем старте будет его использовать;
  • «Отмена» - закрывает диалог. Запись трека не стартует;
  • «Ok» - закрывает диалог. Включает запись трека.

Если запись трека включена, при активации кнопки «Запись GPX» открывается диалог со следующими параметрами:

  • «Остановить запись GPX» - останавливает запись трека, но не сохраняет его;
  • «Начать запись нового сегмента» - начинает запись нового пути в тот же трек;
  • «Сохранить текущий трек GPX» - сохраняет пишущийся трек (запись не останавливается).

Примечание:

  1. Если трек предполагает некоторое количество достаточно резких поворотов, то на каждом из поворотов желательно остановиться и постоять то время, которое выставлено в интервале сохранения. Это необходимо для того, чтобы на данном повороте была программно установлена точка. В этом случае при движении по записанному маршруту поворот будет определяться наиболее точно.
  2. После достижения конечной цели необходимо сначала остановить запись GPX, а затем сохранить текущий трек GPX. При сохранении трека программа не выдает никаких оповещений.
  3. Если плагин «Запись поездки» не активирован и не отображается в настройках приложения, то в настройках экрана элемент «Запись GPX» отсутствует.

Запись и сохранение GPX трека

Прежде чем вы приступите к записи трека, проделайте следующее:

  1. Убедитесь в достаточном количестве спутников;
  2. Проверьте, привязана ли карта к местоположению;
  3. Активируйте кнопку «Запись GPX»;
  4. Установите необходимый интервал сохранения точек;
  5. Нажмите кнопку «Ок»;
Начнется запись трека. Отслеживать пройденный путь можно по кнопке «Запись GPX», на которой будет обозначаться количество пройденных метров/километров.

Прежде чем вы приступите к сохранению трека, проделайте следующее:

  1. Когда вы достигли пункта назначения, активируйте кнопку «Запись GPX»;
  2. Выберите пункт «Остановить запись GPX»;
  3. Снова активируйте кнопку «ЗаписьGPX»;
  4. Выберите пункт «Сохранить текущий трек GPX»;
  5. Если нужно, переименуйте записанный трек. Сделать это можно в диалоге «Мои места», вкладка «Мои треки».

Работа с GPX треком

Загрузить ранее записанный GPX трек можно, пройдя по следующему пути: кнопка «Маршрут»\«Дополнительно»\«GPX маршрут». В раскрывшемся диалоге активируйте пункт «Выберите GPX». Далее выберите нужный GPX трек и активируйте его двойным касанием по имени трека.
В открывшемся диалоге с маршрутными настройками появятся флаги управления GPX треком:

  • «Выбрать обратное направление пути» - если требуется пройти маршрут в обратном направлении, установите этот флаг;
  • «Пройти весь путь»- если требуется пройти маршрут от точки старта до точки финиша, установите этот флаг. Особенно полезен этот флаг в ситуации, когда при достаточно продолжительном треке точка старта и точка финиша находятся на сравнительно небольшом расстоянии;
  • «Рассчитать маршрут OsmAnd для первого и последнего сегмента маршрута» - (Установлен по умолчанию).
    Чтобы начать движение по маршруту, необходимо закрыть окно управления GPX треком и нажать кнопку «Поехали».

Примечание:

  1. Если вы находитесь далеко от траектории маршрута, то программа будет периодически выдавать сообщения об отклонении от маршрута на такое-то количество метров или километров. При этом по запросу маршрутной инструкции будет выдаваться первая инструкция маршрута. Индикация направления будет указывать на первую маршрутную точку, то есть на начало маршрута. Таким образом, находясь вне траектории маршрута, мы можем ознакомиться с его текстовым описанием и узнать направление к его начальной точке.
  2. Если загружать трек, находясь на его траектории, то будет рассчитан маршрут оставшегося участка пути.
  3. Вне траектории маршрута программа не всегда реагирует на запрос маршрутных инструкций. Это касается голосовой команды «Куда идти?» и жеста двойного касания к элементу «Карта».
    При этом продолжают нормально работать тактильная и звуковая индикация направления и автоматические программные инструкции.
  1. Прежде чем вы начнете движение по треку, нужно ознакомиться с его текстовым описанием. Сделать это можно в режиме планирования маршрута, во вкладке «Информация»;
  2. Желательно запомнить направление поворотов и их количество;
  3. При движении по маршруту приоритетной инструкцией является тактильная или звуковая индикация направления;
  4. Автоматические инструкции программы можно игнорировать, если они кажутся странными (не соответствуют текстовому описанию маршрута или индикации направления);
  5. Если вы отклонитесь от траектории трека программа сообщит о сходе с маршрута. Расстояние отклонения регулируется в настройках навигации плагина "Специальне возможности", пункт «Максимальное уклонение от маршрута». При значении «Выбирать автоматически» будет задействовано значение 350 м, которое устанавливается в приложении по умолчанию.

Моделирование маршрута

Плагин, который позволяет реализовать виртуальное моделирование маршрутов (по умолчанию не установлен). Называется он «Отладка и разработка». Активировать его можно, пройдя по следующему пути: «Главное меню»\«Плагины»\«Отладка и разработка».
Прежде чем начинать моделировать какой-либо маршрут, его необходимо либо построить с помощью автоматических средств прокладки маршрута, либо загрузить из ранее сохраненного файла GPX.
Данный ресурс является дополнительным, вспомогательным средством пространственного ознакомления с траекторией маршрута и активируется по следующему пути: «Главное меню»\«Домашняя страница»\«Начать моделирование».
Открывается диалог «Начать моделирование» со следующими параметрами:

  • «Симуляция использования рассчитанного маршрута» - флаг. (по умолчанию выбран);
  • «Симуляция использования трека GPX» - флаг;
  • Кнопка «Отмена» - закрывает диалог без запуска моделирования;
  • Кнопка «Ок» - закрывает диалог и запускает процесс моделирования маршрута.

Симуляция использования рассчитанного маршрута

Если построенный маршрут устраивает, в диалоге «Режим планирования маршрута» активируйте кнопку «Поехали». Откройте «Главное меню»\«Домашняя страница» и нажмите кнопку «Начать моделирование».
В открывшемся диалоге активируйте кнопку «Ок». Начнется виртуальное движение по траектории маршрута с соответствующими звуковыми инструкциями.
По достижении конечной цели маршрута открывается стандартный диалог «Вы прибыли в пункт назначения».

Симуляция использования трека GPX

Через диалог «Режим планирования маршрута» необходимо загрузить требуемый трек GPX и, если нужно, скорректировать его настройки, установив соответствующие флаги:

  • «Выбрать обратное направление пути»;
  • «Пройти весь путь»;
  • «Рассчитать маршрут OsmAnd для первого и последнего сегмента маршрута.
Сделав необходимые настройки, закройте окно управления GPX треком и нажмите кнопку «Поехали».
Откройте «Главное меню»\«Домашняя страница» и нажмите кнопку «Начать моделирование».
В открывшемся диалоге необходимо выбрать переключатель «Симуляция использования трека GPX», указать скорость анимации маршрута и активировать кнопку «Ок».
Откроется диалог, в котором необходимо выбрать тот же требуемый трек, выполнив жест «Двойное касание» по имени трека. Начнется виртуальное движение по траектории маршрута с соответствующими звуковыми инструкциями. По достижении конечной цели маршрута, открывается стандартный диалог «Вы прибыли в пункт назначения».

Примечание:

чтобы закончить моделирование маршрута:

  1. Откройте «Главное меню»\«Домашняя страница» и нажмите кнопку «Закончить моделирование»;
  2. Откройте диалог «Режим планирования маршрута», в нем активируйте кнопку «Прекратить навигацию»;
  3. Затем любым способом отмените пункт назначения.

Если вы планируете пойти в поход,его нужно спланировать,ибо экспромтом в походы не ходят,разве что в пвд(поход выходного дня), да и при этом вы примерно представляете куда пойдете и как будет проходить ваш маршрут.

Как разработать маршрут туристического похода,будь то пеший водный или велосипедный,маршруты составляются по одному алгоритму

Алгоритм составления маршрута туристического

  1. Нужно выбрать район путешествия
  2. Выбор категории сложности(этот пункт мы опустим и оставим его профессионалам)
  3. Разработка «нитки»маршрута,мест посещения(т.е отрезка пути как и куда мы пойдем)
  4. Запланировать примерное время нахождения в пути(делается для того,чтобы запланировать кол-во продуктов,снаряжения и т.д)
  5. Разработка запасных вариантов и экстренных сходов с маршрута
  6. Подготовка заброски и выброски с района путешествия(если это планируется)
  7. Составление сметы,раскладки продуктов,снаряжения,аптечк и

Сначала поговорим какие бывают маршруты

маршруты бывают нескольких видов:

  • Линейные(т.е идем из точки А в точку Б)
  • Кольцевой маршрут(откуда мы пришли туда и возвращаемся,только другим путем)

  • Комбинированный маршрут(содержит и линейный и кольцевой маршруты)

Выбираем район путешествия

Выбор района путешествия наверное самое главное занятие при составлении маршрута.Место должно быть чем то примечательно:

  • Красивая природа
  • посещение по пути примечательных мест(музеи,церкви,горы,перевалы и т.д)
  • Желательно наличие воды по пути следования

Выбираем категории сложности похода

Категория сложности -является неотъемлемой частью для спортивного туриста,который зарегистрировался в МКК(Маршрутно-квалификационная комиссия ) и хочет получить звание либо значок))).Я думаю, для вас это будет лишним в настоящее время,поэтому опускаем данный пункт

Разработка «нитки»маршрута,мест посещения

Ниткой у туристов называется путь маршрута.Т.е все расстояние от начала и до конца пути является «ниткой». Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты а можно с помощью компьютера,воспользовавшись программами sasplanet или google earth.В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути(нитку).

Наверное сейчас мало тех, кто составляет трек маршрута(нитку) с помощью бумажной карты,но такие есть,туристы старой закалки и профессионалы своего дела предпочитают именно работу с бумажной картой,даже при планировании маршрута путешествия

Я пользуюсь для разработки маршрута вышеназванными программами,составляю треки пути там же,сохраняю их и заливаю в навигатор.Поскольку с помощью программы можно посмотреть карту(как обычную,так и спутниковую),это значительно облегчает планирование маршрута.На карте сразу можно поставить маршрутные точки,измерить расстояние пути,запланировать точки отхода.Короче говоря рекомендую!!!.

Так же при планировании маршрута нужно запланировать интересные объекты посещения(если это требуется).

Разбить маршрут по дням

(Запланировать примерное время нахождения в пути)

Важный момент в планировании маршрута-запланированное время путешествия.Время нужно планировать всегда с небольшим «избытком».

Маршрут разбивают таким образом, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода во многом зависит от характера местности. По лесу в день можно проходить до 12 километров. Я бы посоветовал не закладывать слишком большое расстояние в день. Я закладываю до 10 километров по пересеченной местности, поход всё-таки должен приносить удовольствие…

Важно! Не закладывайте в первый день длинное расстояние. К концу похода пройденное расстояние можно увеличить(рюкзаки стали легче, еды меньше, идти легче)

Естественно точно спланировать время не представляется возможным (испортилась погода, опоздали на транспорт и т.д). Но примерное планирование делать необходимо.Для этого нужно закладывать во время маршрута лишние дни.

В итоге:Время похода +дневка+ запасной день

6 дней похода+ дневка+ запасной день=8 дней

Пеший поход от точки А в точку Б, протяжённостью 60 километров, по грунтовой дороге. каждый день в среднем вы запланировали проходить по 10 километров. Т.е поход у вас продлиться 6 дней(безусловно можно запланировать и большее расстояние для перехода в день). Прибавляем к шести дням дневку(день отдыха, например для стирки, для бани,посещения достопримечательностей, на случай непогоды) и один запасной день.

Наметить места дневок,биваков

Наметить интересные для посещения объекты. Наметить удобные места стоянок (дневок,ночевок)

Выбор ночевки:

Выбор ночевки:

Для ночевок желательны зоны леса(если не таскаете с собой газ или примус)открытые участки лучше не выбирать, т.к возможен сильный ветер. Биваки должны устраиваться в близи водоемов или источников воды, желательно наличие дров, красивых пейзажей(все условия соблюсти ооочень трудно),без отклонения от маршрута, но если есть возможность вышеназванные условия весьма желательны.

Из словаря туриста:

Дневка :Однодневная остановка на отдых во время похода

Отсидка — вынужденная остановка на маршруте на один день или больше

Запасной день -элемент ресурса времени который закладывается на поход

Наметить аварийные и запасные варианты

Что такое запасной вариант?

Вы спланировали пройти перевал одним способом, но по дороге вам вдруг встретилось препятствие(непогода,лавина), нужен запасной вариант прохождения пути.

Т.е препятствие труднее пройти чем вы планировали, вот в этом случае и нужен запасной вариант. Наличие запасного варианта обязательно нужно прорабатывать для каждого препятствия.

Например : Планируется пройти по лесной просеке. А если просека заросла? По какому пути следует идти в данном случае. Если перевал не пройти(Лавина). Какой будет запасной путь?

Путь преодоления препятствия должен быть как можно короче, по максимально легкопроходимой.

Аварийный выход необходим в экстренной ситуации, когда нужно максимальной быстро выйти к людям. Варианты аварийного схода с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи маршрута.

Желательно чем больше точек аварийного схода вы запланируете тем лучше.

Точки должны отвечать следующим критериям:

  • Точка желательно должна быть недалеко от населенного пункта или являться им(город, деревня с медиком и т.д),в крайнем случае, просто если это будет удобное место, в которое может приехать машина(вертолет), чтобы забрать пострадавшего. Или место, с которого быстро можно добраться до людей.

Как уже говорилось ранее,чем больше аварийных сходов с маршрута, тем больше вы себя обезопасите в случае форс-мажорной ситуации.

Соответственно чем длиннее нитка маршрута,тем больше точке схода.

Подготовка заброски и выброски с района путешествия

Заброска — это предварительная доставка продуктов,снаряжения на наиболее доступный отрезок маршрута или в его начало.

Заброска осуществляется транспортом,вертолетом(если местность сложная и других путей подхода нет). Заброска достаточно дорогое удовольствие

Составление сметы,раскладки продуктов,снаряжения,аптечки

Последнее в разработке маршрута это составление сметы,раскладки продуктов,снаряжения и аптечки туриста.Про аптечку туриста прочитать можете

Как разработать маршрут похода